О первой Большой Георгиевской игре 2001 г.

Интервью с инс. Зоей Забелиной

Зоя, в этом году Большая Георгиевская игра получила Президентский грант. Игра будет проводиться в десятках городов, это большой общий проект. Мы знаем, что первая игра проходила в 2001 году, и ты в этом очень активно участвовала. Расскажи, как возникла идея игры, как вообще этот проект родился?

Идея проведения игры в Москве возникла у моей мамы Натальи Поляковой, скаутмастера ОРЮР, по опыту участия в подобной игре в скаутском лагере в г. Бремене в Германии (организация Christliche Pfadfinderschaft Bremen). Мне и другим ребятам нашего отряда такая игра очень понравилась. Это были пункты по городу с заданиями — где-то шуточными, где-то историческими, где-то спортивными; параллельно изучался город. Это показалось нам очень интересным. Моя мама вынашивала такую идею, вот бы тут в Москве такую провести.

Кто еще участвовал в создании игры?

В какой-то момент один руководитель – Бесполденов Саша, инструктор ОРЮР, сказал, что Наталья Ивановна [Полякова] предлагает заняться созданием этой игры и спросил, есть ли у меня идеи по этому поводу. Я походила недельку, подумала, и поняла, что идеи у меня есть. И как-то с такого моего толчка идеи пошли уже воплощаться в жизнь. До этого были фантазии, накапливался опыт, но ничего не происходило. А тут мы все вместе взялись. Помогал продумывать задания и разрабатывал маршрут вместе с нами по городу руководитель Алексей Сапунов. Скаутинструктор Арсений Каркач очень много помогал с распечатываем, созданием, набором текстов, придумыванием и редактированием наших идей. Маша Кривицкая (Сирень) тоже участвовала и помогала. Она нарисовала первые эмблемы игры. Работы было много, чтобы сделать игру буквально с нуля.

2001 г., Р.Кузьмин, А.Бесполденов, З.Забелина (Полякова)

Сначала мы продумывали маршрут. Ходили по Москве, выбирали безопасный маршрут для детей с подземными переходами без «страшных мест». При этом старались найти места поинтереснее, с историческими зданиями, парками или памятниками. Маршрут был пешим, мы обошли его, засекая по часам. Нам удалось пешком рассчитать прохождение станций, и задержки не произошло.

2002 г., В процессе обхода маршрута БГИ.

Какие были задания?

Разработку пунктов мы проводили по трем направлениям. Решили, что одна часть должна быть скаутской – скаутские песни, история скаутизма, скаутские задания, узлы, по дороге могли встретиться «стрелки» [лесные знаки]. Другое направление – историческое, познавательное. Например, у какого-нибудь значимого здания руководитель рассказывал его историю. Когда группа приходила на следующий пункт, ведущий должен был спросить, что они запомнили из рассказа, чтобы закрепление материала происходило.

Газета «Скаутский мир»

Какая хорошая идея!

Игровые задания – бег в мешках, кидание шеста «на вершок» мы взяли из русских народных игр. Было даже строительство пирамид из людей – очень увлекательно!

Участвовало около 200 человек, это довольно много. Какие у вас были категории участников?

Первую-то игру мы делали в одной категории, для всех. Потом мы уже пытались для младшего и старшего возраста делать разные задания.

2002 г., построение участников БГИ

Помню, что мы интересно подошли к вопросу подсчета баллов. Нужно было решить задачу, как быстро посчитать результаты игры, чтобы группы не ждали долго, кто из них, собственно, выиграл. Один из оригинальных вариантов подсчета был с веревочками. Каждой группе изначально выдавались веревочки одинаковой длины с индивидуальными метками, чтобы не перепутать, чье команде она принадлежит. На каждом пункте за ответы отрезали кусок веревочки. Если хорошо ответил – мало отрезали, если плохо ответил, больше отрезали. Получается у кого верёвочка длиннее, тот соответственно и выиграл. Это тоже, по-моему, из немецкой игры мы почерпнули. Но тут важно было, чтобы команда побывала на каждом пункте, иначе номер с веревочкой не проходит.

Газета «Скаутский мир»

Вторая игра была связана с фотографиями – тоже из немецкого опыта было почерпнуто. По маршруту была выдана карта, по которой участники должны идти, но многие улицы не были подписаны. После старта они должны были сориентироваться, куда идти, вписывать названия улиц. На улицах были отмечены дома, которые должны были найти по фотографиям фасадов. Руководители на точках рассказывали историю того или иного дома. Было интересно бегать с фотографиями, сравнивать, узнавать новое.

Эмблема БГИ-2002

Еще какие-нибудь помнишь интересные случаи или находки, связанные с этими временами?

В нашем отряде было важным пунктом скаутской работы – собирать мусор. Мы выдавали командам мусорные пакеты и перчатки. Доносить мешок до финиша было необязательно. В Москве сейчас чисто, а тогда это было важно и актуально.

2002 г., построение участников БГИ

Как игра дальше развивалась? Вы провели 3 игры. А после 2003 что было с игрой? И как вообще в других городах игры возникли?

Подробностей я не знаю, но думаю, что все было так: к нам приезжали многие на один день без ночевки, нравилось очень и ребятам, и руководителям. Время года очень хорошо подобрано: уже тепло, погода отличная и возможность встретиться со всеми. Кто побывал на игре, пробовал организовать что-то у себя.

Потом слышала, что Роверы Москвы, а затем и Скауты Москвы, молодцы, подхватили падающее знамя. Там такие взрослые бодрые ребята. Я подумала, что если обратятся, то я с радостью, а если нет, то и сами справятся. На одной из их игр я была, было все бодро и весело.

Интервью с З.Забелиной во время БГИ-2003

У вас участвовали только скауты или другие ребята тоже были?

У нас были все-таки скауты, но из разных организаций, например, Скауты Москвы.

Было ли какое-то чисто скаутское мероприятие – построение или парад?

Важным моментом мы считали, что это скаутский праздник именно в день Святого Георгия. Делали построение и планировали обязательно «георгиевский подарок». Очень долго ломали голову каждый год на эту тему. Икона Святого Георгия – победителям, или еще что-то связанное с именем святого, а не просто палатки и фонарики. Потом были и фонарики, но это была важная деталь – не забывать о святом Георгии.

Спасибо большое, мы пролили свет на страницы истории этой замечательной игры. Надеюсь это будет интересно.

Интервью подготовили Роман Кузьмин, Надежда Каркач

Фотогалерея
comments powered by HyperComments