Активитет «Технопарк» на VIII Джамбори скаутов-разведчиков России «Бородино-2016»: как это сделано
Выпустив осенью 2015 года рекламный 10-минутный фильм о будущем Джамбори, по традиции мы собирались на Джамбори заняться специальностью «видео и кино» со старшими скаутами, ведь видео было нашим увлечением последние 10 лет.
Однако судьба распорядилась иначе: нам пришлось подхватить падающее знамя Технопарка и подготовить его за два месяца при полном цейтноте на основной работе. Мы подумали, почему бы и нет, нам будет интересно попробовать себя в новом деле. Хотя мы были готовы ко всему, но организовать работу в таком крупном масштабе (8 раз по 3 часа по 150–200 человек в течение пяти дней) и при минимуме средств стало серьезной захватывающей задачей.
Нужно сказать, что активитеты на Джамбори подбирались согласно основной идее Джамбори «Помня о прошлом создавать будущее». Окунуться в прошлое нашей страны скауты могли в программе от музея-заповедника «Бородинское поле», игре-квесте по событиям Отечественной войны 1812 г. и на конном фестивале им. Дениса Давыдова.
Три активитета имеют целью показать, что любой из нас в силе повлиять на мир. Два из них посвящены помощи людям и природе – социальный блок и лесное пожаротушение. Активитет «Технопарк» представлял технологии будущего и настоящего. Целью «Технопарка» было пробудить у скаутов интерес науке и предложить ребятам заняться научно-техническим творчеством в интерактивной форме прямо на Бородинском поле.
Первым делом мы начали фантазировать и накидывать идеи. Написали список на несколько десятков пунктов и стали его обдумывать, постепенно осознавая важность одних пунктов и исключая трудно реализуемые или ненаглядные.
Параллельно мы стали собирать материалы для строительства со всего скаутского света и, конечно же, своего балкона. Мы благодарны организаторам и отзывчивым людям, которые нашли для нас генератор, клеевые пистолеты, колеса, велосипеды, мотор, телеграфный ключ, колбы, штативы, фотоаппарат, вольтметр, 4 кг пластилина, бассейны, железки, зеркало и пр. Часть оборудования мы заранее заказали в Китае через eBay.
Затем была стадия тестирования – мы испытывали станции по разным параметрам: устойчивость, стоимость, время прохождения, сборка в полевых условиях и пр. Арсений строил ветрогенератор, «космический манипулятор» и собирал другие конструкции, резал зеркала. Выбор тематических блоков определился сферой знаний команды Технопарка.
Одним из самых сложных предварительных этапов стала кропотливая подготовка описаний станций – заданий, технологий и действующих законов для возможности самостоятельной работы скаутов со станциями и возможности погрузиться в тему глубже, чем предложено заданием. Руководители блоков «Химия», «Оптика» и «Полеты» с этой задачей справились вовремя и на «отлично».
Затем были закупки, распечатка, ламинирование материалов.
Непосредственное строительство площадки Технопарка предполагало установку щита с «билетами» на станции активитета, больших палаток и тентов, ветряка, строительство столов, оформление и было выполнено малыми силами в сжатые сроки.
Одну из палаток без дуг мы установили при помощи стекловолоконной арматуры. Мы были готовы и к дождю и к палящему солнцу, но во время активитета не пролилось ни единой капли.
В итоге в Технопарке получились следующие блоки, которые скауты, волчата, бобрята и стафф проходили малыми группами по 3-5 человек:
Полеты и робототехника (рук. Каркач Арсений и Надежда, Москва)
Этот блок мы продумывали самым первым, поскольку запуски квадрокоптера, самодельных радиоуправляемых моделей самолетов и летающего крыла, а также робототехника – это хобби А. Каркача. Кроме того, в 2016 году первому полёту человека в космос исполнилось 55 лет, и эта тема детям была близка. После жесткого отбора станций в этом блоке остались:
1. «Изготовление модели планера». Скауты делали планеры из потолочной плитки, палочек для барбекю и пластилина при помощи клея-пистолета по всем правилам аэродинамики, знакомясь с понятиями подъемная сила, центр тяжести, устойчивость полета, профиль крыла и пр.
Кому-то повезло сделать также и разборную модель истребителя. Скауты могли оформить планеры и забрать с собой.
На этой станции скауты задерживались надолго после окончания работы активитета и иногда приходили на следующий день.
Особенно нам запомнились ребята из отряда «Дозор» (Москва), которые попросили возможность сделать собственную авиамодель. Они корпели над ней минут 40 и сделали интересный летающий объект, который, чтобы он взлетел вверх, при запуске нужно было направлять вниз.
Именно из таких ребят могут получиться талантливые инженеры!
2. На «планер на солнечной энергии» мы закрепили солнечную батарею снизу и установили моторчик с винтом. Скауты должны были заставить винт крутиться при помощи солнечного света, пойманного несколькими зеркальцами (при более мощном моторе планер смог бы летать по кругу).
В последующей беседе скауты размышляли, с какими примерами использования солнечной энергии они сталкивались в жизни и анализировали, в каких отраслях промышленности это особенно рентабельно.
3. Запуск «пневматической ракеты» на сжатом воздухе познакомил скаутов с принципом реактивного движения.
Ракета из пластиковой бутылки, извергая воду, взмывала в небо до верхушек деревьев. Эта станция отмечалась участниками как одна из самых веселых и эмоциональных!
Ракету, запущенную англичанами, не нашел никто. Наверное, через некоторое время ученые обнаружат ее на Марсе. Эту станцию нам помогли реализовать «Скауты Москвы», предоставив готовое оборудование и схемы сборки.
4. «Космический манипулятор» вместе с «ветряком» – личное достижение руководителя активитета «Технопарк».
«Люди послали робота-разведчика исследовать «красную планету» и решили изучить, сможет ли земное растение расти на Марсе. С помощью манипулятора, установленного на марсианском «ровере», нужно полить растение, чтобы оно не засохло».
Арсению удалось собрать роботизированную руку с пятью степенями свободы, «суставы» которой сгибались сервоприводами и управлялись джойстиками. Пластмассовые детали манипулятора были напечатаны на 3D принтере. Космический манипулятор выдержал натиск скаутов и к их восторгу отработал всё Джамбори.
Помимо задач управления и координации эта станция была отличным тренингом командообразования, руководство Джамбори проверило это на себе!
5. Нескольким подлагерям повезло, они увидели запуск и посадку квадрокоптера и смогли задать свои вопросы его пилоту Дмитрию Новицкому. Особенно воодушевлены были бобрята, вдоволь набегавшись по технопарку за «летающим комаром» со стеклянным взглядом!
В запас ушли идеи моделей воздушных змеев, конструктора «радиоуправляемый самолет», гироскопа «космическая навигация и стабилизация» и др.
Источники энергии (рук. Абашев Виталий (Сатор), Удмуртская Респ., Лобашев Виталий (Балу), Североморск)
6. Ветряк или ветрогенератор стал символом, наглядной движущей силой Технопарка, активно работая днем во время проведения активитета. Лопасти ветрогенератора, выпиленные из пластиковой трубы и закрепленные на валу, вращали генератор посредством резиновой передачи. Напряжение выпрямлялось, сглаживалось, стабилизировалось и передавалось на светодиодную ленту на хвосте ветряка и на светодиод на конце лопасти. У нашего ветряка была поворотная база и хвост, который поворачивал генератор лопастями против ветра по принципу флюгера.
К сожалению, вечером не было ветров, потому мы наблюдали работу схемы с зажиганием светодиодов вечером, раскручивая лопасти вручную. Это было очень красиво!!!
7. На станции «Энергия овощей и металлов» скауты с помощью химической реакции к своему удивлению получали ток из картофеля, медного и оцинкованного предметов, преобразовывая внутреннюю энергию в электрическую. К концу последнего дня картофелины выглядели словно татуированные, в целом совпадая со стилем проводящего эту станцию харизматичным Сатором.
8. Стенд «Электричество – это просто» вызвал большой интерес, поскольку содержал в себе конкретную практическую задачу – соединить элементы электросхемы «дома» – розетку, выключатель и светодиодный свет через разводную коробку.
Все детали были настоящими, но напряжение безопасным для работы. Руководительница финской делегации Тайна восторженно поделилась: «Я смогла сделать это сама!» Сколько девочек и женщин разных национальностей поверили в себя после этого задания и смогут теперь сделать электропроводку у себя дома (пожалуйста, в первый раз – в присутствии профессионала!).
9. «Солнечные насекомые» — жуки и кузнечики — особенно нравились младшим участникам активитета. Жуки весело вибрировали и «бежали» из тени с помощью солнечных зайчиков, посланных зеркалами скаутов.
10. Станция «конструктор с солнечной батареей» позволяла собрать одну из шести предложенных конструкций – вентилятор, машинку, собачку, самолетик, лодку или ветряк.
11. «Гонки на машинах с солнечной батареей» представляли собой два трека с тоннелями, по которым нужно было провести с помощью зеркал машинки с солнечной батареей.
Удивительно, что машинки достигали большой скорости, не имея привычных батареек.
12. «Униполярный двигатель» — ребята делали электрический двигатель, заставляли проволоку вращаться вокруг батарейки, соединенной с сильным неодимовым магнитом, знакомясь с магнитным полем и силой Лоренца.
13. Увлекательный «Магнитный поезд» получался у скаутов из скрученной в спираль медной проволоки (тоннель), батарейки (поезд) и неодимовых магнитов.
14. На станции «Машина своими руками» скауты собирали «машины на мускульной силе» из дерева, железа, болтов и велосипедных колес и управляли ими руками, ногами или веревками.
Эта станция была одной из самых интересных и одновременно хрупких. Ведь скаутов в азарте не остановить, особенно когда они мчат одного из друзей по патрулю по ямам на поле на самодельной машине. Железо гнулось, дерево ломалось, но руководитель станции Лобашев Виталий не сдавался, снова и снова восстанавливая свои пепелацы.
Особенно нам запомнилось посещение этой станции немцами. Решив, что сидеть на трехколесной машине и рулить ногами неинтересно, скаут лёг головой вперёд и рулил руками, в то время как его товарищ толкал его с машиной за ноги. Езда таким образом по траве и кочкам выглядела весьма экстремально: не только русские любят быструю езду!
В запас ушли станции динамо-машина, запуск машин на соли и термогенератор на элементах Пельтье.
Оптика (рук. Бакаева Лера, Уфа)
15. «Рассеяние света» – эта станция рассказывала о том, что происходит с солнечным светом, когда он проходит атмосферу Земли. Скаутам посчастливилось поддержать в руке ‘небо в банке’, с помощью фонарика увидеть, как часть его становится синеватой, а другая в то же самое время красноватой, и тем самым получить ответ на вопрос: почему небо голубое, а закат красный.
16. Станция «Гифка XVI века или стробоскоп» больше всего понравилась тем, кто любит рисовать. Ведь здесь можно было создать прототип своего первого мультфильма и в прямом смысле крутить его… на стробоскопе. Стробоскоп этот представлял собой барабан с прорезями, через которые, если смотреть снаружи, были видны сменяющиеся при вращении картинки, размещенные внутри. Скауты сами делали картинки, из наиболее интересных растущий цветок, полет в космос, танцующий человечек, закат Солнца, влетающий и вылетающий из кадра самолет и др.
17. Одной из самых веселых была станция «Перископ». Поиграть с парой зеркал, строить рожи своему отражению, увидеть бесконечность, из укрытия заглянуть в соседнюю палатку (где делали планеры) и, наконец, самим изобрести перископ — прибор, применяющийся на подводных лодках.
18. В опыте «НЛО и Мнимое изображение» можно было увидеть и запечатлеть на фотографии мнимое изображение предмета, отраженного в стекле. Именно это мнимое изображение часто принимают за НЛО, если стекло расположено так, что незаметно в кадре. Этот опыт показал, насколько важно знание законов физики и в частности оптики, для понимания того, как устроен мир и что в нем происходит.
19. Станция «Радуга» показывала, как белый солнечный свет, проходя через призму – стекло, воду – разлагался на спектр. Оказалось, что ‘поймать’ радугу можно даже на лист белой бумаги.
В запасе остались станции ‘Почему река глубже, чем кажется’ (о показателе преломления) и ‘Белый цвет состоит из всех цветов радуги’.
Химия (рук. Салимова Адель (Зарянка), Уфа)
20. Станция «Навык разведчика: исчезновение надписи» была очень полезна юным скаутам-разведчикам, так как на ней они обучались мастерству настоящих шпионов – заставлять надпись исчезать с ткани. Никакой магии, лишь химические реактивы – марганцовка и перекись водорода.
21. Еще один шпионский фокус, который вовсе и не фокус, а умелое применение знаний химии на практике, это «Навык разведчика: невидимые чернила». Скауты писали бесцветной лимонной кислотой на бумаге слово «Джамбори» и проявляли эту прозрачную надпись над парами йода – она темнела на глазах!
22. Самой яркой и интересной станцией блока химия была станция «Навык разведчика: имитация крови «как в кино». С помощью химических реактивов ребята получали кроваво-красный хлорид железа, по составу и цвету напоминающий настоящую кровь. Этот опыт очень впечатлял скаутов, особенно самых маленьких. Реактивы были безопасны, поэтому практически каждый смог сделать себе ненастоящий порез на пальце или ладони. Этот опыт показал скаутам, какой захватывающей может быть наука химия, а некоторые ребята даже всерьёз задумались о более углублённом изучении предмета.
23. «Определяем кислотность (pH) вещества». Данная станция дала ребятам в полной мере почувствовать себя настоящими химиками. Вооружившись универсальным индикатором, который меняет цвет от малинового до синего при контакте с определёнными веществами, скауты узнали, что мыло является щелочной средой, а лимонная кислота – кислотной.
Информационные технологии (рук. Колесникова Оксана (Белка), Волгоград)
24. «Телеграф» – используя ключ Морзе, каждый участник смог побывать в роли связиста.
Ребятам разных возрастов давались посильные задачи, начиная с передачи коротких слов «SOS» и «мама», и заканчивая вопросами, на которые нужно было послать ответ.
25. «Струнный телефон» – изюминка блока. Многие дети помнят из мультфильмов и фильмов, как их персонажи общались через стаканы с веревкой, и думали, что это всего лишь миф. А мы показали, что это правда.
У нас было три вида «струнного» и «трубного» телефона, по которым участники могли слышать шепот друг друга даже на расстоянии 5–20 метров!
26. «Как работает Интернет?». Каждый день мы сталкиваемся с большим потоком информации, современные дети родились в эпоху Интернета, но не представляют, как он работает, и с чего начался. Немногие из них слышали сигналы компьютерных модемов при установке связи. Об этом и многом другом ребята узнали через игру.
27. «Post-it!» — говорит сам за себя. Скауты делали фотографии, писали тексты и отправляли приветы в группе «Джамбори Бородино» с хештегом #технопарк.
28. «Найди в Интернете» – все мы регулярно ищем что-то в сети Интернет, но не всегда делаем это быстро и оптимально. Перед скаутами стояла задача найти авиабилет до Австралии дешевле 60 тысяч рублей в один конец, купить спальный мешок в магазине недалеко от джамборийской поляны и другое.
Нанотехнологии (рук. Комаров Евгений, Блышко Александр)
29. Этот интереснейший блок провели наши партнеры из Детско-юношеского центра г. Петрозаводска, привезя с собой два комплекта ячеек Мейера.
Скауты беседовали о нанотехнологиях и участвовали в проведении опыта в ракурсе экологичных источников энергии.
Ячейка Мейера способна при подаче электрической энергии разделять обычную воду на газы водород и кислород, а при подключении потребителя энергии – вновь объединять их в молекулы воды с получением электрической энергии.
Гидротехника (рук. Батуллин Булат)
30. «Батискаф» со стороны выглядел как незамысловатая трехлитровая банка с водой, однако, это был наглядный физический опыт с погружением предмета при изменении давления воды: при надавливании на пластиковую крышку «батискаф» погружался на «морское дно».
Были такие скауты, которые называли именно эту станцию самой интересной в «Технопарке»!
31. Станцию «Наводнение в деревне» мы подсмотрели на датском Джамбори и повторили ее на московском.
Патрули, получив ящики с песком и таблички с домиками, должны были сформировать русло реки и расположить дома так, чтобы деревня не пострадала от внезапного наводнения!
32. «Водопады» изначально задумывались новгородским Йети, который должен был вести гидротехнику. Но он не смог приехать, и мы придумали и сделали свои водопады. Насос качал воду вверх по шлангу и выливал ее по трубкам на наклонную плоскость – «склон горы».
На склоне стояло два озера, две деревни и два ущелья. Два патруля должны были соорудить из пластинок и пластилина водоводы так, чтобы выполнить задания: обойти деревню, передать воду через ущелье и наполнить озеро.
33. «Неньютоновская жидкость» замешанная из воды и крахмала, ломала представление о привычных вещах даже у весьма искушенных в технических вопросах участников Джамбори – братьев Ташкиных из Ижевска.
Все от мала до велика «залипали» в бассейне с белой вязкой жидкостью!
Неньютоновские жидкости не подчиняются законам обычных жидкостей и меняют свою вязкость при воздействии на них силы.
Рефлексия
Неотъемлемой и финальной точкой активитета было нарисовать своей малой группой изобретение, используя хотя бы три технологии, с которыми познакомились на активитете.
Это была наша любимая часть, иллюстрирующая, что больше всего запомнилось участникам Технопарка. Какие же талантливые выдумщики наши дети! Многие относились к задаче с энтузиазмом и юмором, поэтому получались воистину шедевры!
После защиты изобретения и проверки активности в путевом листе группы получили отметки в книжки и личные карточки.
О команде активитета «Технопарк»
Девочки-скауты из Уфы Лера и Адель описали и сделали свои блоки самостоятельно. Это было колоссальной поддержкой и отличным примером успешной удаленной работы. При составлении описаний нам также помогал Булат. Оксана подготовила свои станции заранее и привезла материалы для них. Могучий Сатор взял на себя львиную долю установки тентов, где скауты могли прятаться от солнца и дождя. Когда к нам присоединились «нанотехнологи» Саша и Женя, команда наша совсем окрепла и смогла быстро подготовить многие станции на месте. Александр и Евгений были незаменимой и неутомимой частью нашего активитета. Оксана и Виталик присоединились к нам в самом конце, поскольку были единственными руководителями своих делегаций. Нам удалось выполнить все задачи, поставленные перед активитетом, при этом работа и сотворчество в такой удивительной слаженной команде доставила нам всем колоссальное удовольствие!
Выражаем искреннюю благодарность и бесконечное почтение друзьям «Технопарка»:
Саливону Павлу, который завез материалы и оборудование для Технопарка на поляну, а также съездил с нами в строительный магазин, и Кислицину Илье, который терпеливо вывез нас с поляны со всем скарбом ночью после закрытия.
Сатору, Сосне Никите, Гомонову Никите, Микаэлю из Швеции и пермячкам Яне и Кате, помогавшим обустройству активитета.
Сергею Ташкину (Риф), который привез необходимое оборудование и довел до готовности станцию «Наводнение в деревне».
Валаби, Белому Песцу, Сойке и Хитроумному Еноту за всяческое содействие, поддержку и веру в нас.
Скаутам Москы, Центру «Альмега» и ее добрым руководителям и родителям (Валаби, Исключительной Сове, скаутской маме Березенковой Светлане Николаевне, Березенковой Елене) за помощь с материалами и хранение оборудования перед Джамбори. Они нашли многое из того, что мы не смогли найти, там исполнились многие наши желания!
КРДОО «Скауты Карелии» за предоставление трёх больших палаток для активитета.
Гамаюновой Нине, Горюновой Ольге, Арон Ирине, Антоненко Марии за найденные материалы.
Шулаковой Наталье и Валентине Павловне, которые подставляли свои плечи и прикрывали наши тылы до и во время Джамбори.
Роверам и старшим скаутам, которые помогали нам на станциях: Анастасие Сергеевой из Уфы, Сергею Башурову и Дарье из Перми, Маштаковой Насте из Москвы.
Руководителям и старшим скаутам из делегаций подлагерей, которые встали на несколько станций и помогали своим ребятам с запуском ракет, изготовлением планеров, электростендом и др.
Трудности и пожелания на будущее
Приносим извинения кирасирам и бобрятам, которые проходили «Технопарк» первыми, когда несколько станций еще проходили тестирование и работали не в полном объеме. Зато вы – единственные, кто видел машинки на соляном двигателе (это единственная станция, снятая после нашествия скаутов, щедро заливавших бедные машинки и всё вокруг соляным раствором «чтобы лучше работало».
На этапе подготовки трудностью было состыковать руководителей блоков, живущих в разных городах.
Активитет требовал колоссального количества предварительной мелкой подготовки, разработки, конструирования, его не провести «на коленке». Заранее на подготовку Джамбори из команды активитета заехало только 4 человека из 10 и в большей степени были заняты другими работами вплоть до дня заезда участников. Не все члены команды принимали участие в предварительной разработке активитета, но в целом отлично справились при непосредственном проведении. Если бы была возможность строительства заранее, и стафф приехал вовремя, мы смогли бы запустить все станции с первого дня.
Из-за удаленности места проведения стафф «Технопарка» нес круглосуточную охрану оборудования в течение всего срока подготовки и работы активитета, зачастую пропуская программу Джамбори. При этом мы постоянно настраивали, чинили оборудование, убирались и совершенствовали станции.
Мы рассчитывали, что петрозаводская команда привезет с собой ‘наночемоданчики’ (проект с Роснано) и будет проводить более обширную научно-демонстрационную программу. Однако, судьба распорядилась иначе.
В первый день мы старались все проводить самостоятельно: три десятка станций на десятерых, было тяжеловато нам и участникам не все понятно. На второй день мы лучше осознали, какие станции нуждаются в дополнительных взрослых, и сразу ставили на них руководителей и родителей из пришедшего подлагеря.
Эпилог
Мы рады поступившим отзывам о работе Технопарка и приглашаем всех высказаться о том, как можно его улучшить и адаптировать к скаутским реалиям. Надеемся, что руководители и старшие скауты возьмут идеи Технопарка на вооружение и будут больше заниматься научно-техническим творчеством на сборах и в лагерях. Для этого мы постараемся издать брошюру ‘Технопарк для скаутов — это реально’!
Возможно, кто-то из ребят, вернувшись домой, продолжит занятия в кружках и клубах научной и технической направленности и выберет впоследствии профессию ученого или инженера.
Хватит России быть сырьевой державой!
Ей нужны молодые умы!
Может стать поистине величавой:
Кто ей поможет, если не мы?
(команда Технопарка)
Автор статьи Надежда Каркач, НОРС-Р
при участии Арсения Каркача, ОРЮР и стаффа Технопарка
Фотографии разных авторов
Добавить комментарий