Большое скаутское дело 2014 года. Итоги.

21 июня 2014 года на Большом Соловецком острове Архангельской области состоялась торжественная церемония открытия мемориального камня скаутам, несправедливо пострадавшим в годы репрессий.
Камень с памятной табличкой скаутам, пострадавшим в годы репрессий. 21 июня 2014 года.

Скаутское движение зародилось в Царской России в 1909 году. В Советском союзе первое время скаутские организации существовали на полулегальном положении, но в 1926 году ОГПУ произвело массовые аресты скаутов. Многие руководители были приговорены к заключению в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Эти люди являются примером стойкости духа и верности долгу русских скаутов-разведчиков. В России не так много мест, где бы была отмечена память о русских скаутах-разведчиках. Именно на Соловках, в нужде и страданиях, высветились и навсегда остались в памяти людей необычайное мужество, верность Богу и Родине безвинно осужденных сынов и дочерей организации.

Установка памятного знака имеет свою историю.

Впервые табличка с надписью, посвященной петроградским скаутам, отбывавшим заключение в соловецких лагерях, была установлена на одном из камней Аллеи памяти в 2004 году дружиной «Санкт-Петербург» ОРЮР под руководством А. Русанова. К сожалению, в силу ряда причин, она не долго продержалась и сейчас находится на хранении в фондах Соловецкого музея-заповедника.

Лагерь држ.

Фото 2004 года.

В 2012 году три отряда КРДОО «Скауты Карелии» НОРС-Р проводили на Соловках паломнический лагерь, по итогам лагеря было принято решение о восстановлении памятника. Также было решено, что памятный знак не может быть установлен от имени какой-либо одной скаутской организации. У всех существующих на сегодняшний день в России организаций общая историческая память.

Инициатива Национальной организации российских скаутов-разведчиков (НОРС-Р) и Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) была поддержана Братством православных следопытов (БПС), Всероссийской национальной скаутской организацией (ВНСО) и Российской ассоциацией навигаторов/скаутов (РАН/С).

Два долгих года прошло в необходимых согласованиях на разных уровнях: в Правительстве Архангельской области, монастыре, музее, городском поселении. За решением и благословением следовали создание макета и изготовление таблички, дискуссии о тексте надписи и нюансах торжественной церемонии, сбор материалов для проведения костра памяти, множество организационных моментов…

Выбрали большой камень в лесу за взлетно-посадочной полосой. Заботы и расходы по погрузке и доставке камня взяла на себя администрация пос. Соловецкий. Это была большая помощь. Фотография Арсения Каркача

И вот в солнечное субботнее утро 21 июня 2014 года Соловки проснулись от барабанного боя. Скауты со знаменами проследовали маршем к Аллее памяти.

Фотография Арсения Каркача
Наконец, все замерли в минуте молчания. Необыкновенно серьезные, просветленные лица скаутов. Прозвучал гимн российских скаутов-разведчиков, приветственные слова. «Для нас это не только память о скаутах, это память об истории нашей страны, о людях, которые невинно пострадали. Это дань уважения к самим себе, поскольку зная историю, будем знать, кем мы являемся. Мы поминаем скаутов, которые сумели в этой нечеловеческой ситуации проявить свой скаутский дух, выполнить то обещание, которое они давали прежде всего в душе… Здорово, если каждый из нас будет в чём-то похож на тех, на кого мы хотим равняться.», – сказал координатор НОРС-Р С.Воздвиженский.

На данный момент список скаутов, отбывавших заключение на о. Соловецкий, насчитывает 20 чел., некоторые фамилии и лица до сих пор неизвестны. 14 имеющихся портретов создали эффект присутствия ТЕХ САМЫХ скаутов. Все это результаты труда скаутских историков

Итак, на соловецкой Аллее памяти был открыт камень скаутам.

Скауты-разведчики у камня с памятной табличкой скаутам, пострадавшим в годы репрессий. 21 июня 2014 года. Фотография Ольги Лаврешовой

Церемония никого не оставила равнодушным. Жители и гости острова задавали большое количество доброжелательных вопросов, выражали радость за наших ребят.

Фотография с участниками церемонии. Местные жители и ребята со школьной

Сразу после церемонии скауты отправились в Филипповскую церковь на панихиду об упокоении душ невинно пострадавших скаутов.

Панихиду служил иеромонах Петр (Сазонов), насельник Соловецкого монастыря. Скорбные и проникновенные слова иеромонаха Петра тронули сердца каждого из нас. Беседа с батюшкой длилась около двух часов, вопросы скаутов все не кончались. Общение получилось очень душевным.

На следующее утро отец Петр окрестил нашу Люду, исповедал причастников перед Литургией, и вообще в переполненном Храме был кораблем-проводником для скаутов. Скауты поучаствовали в Крестном ходе в День памяти всех святых земле Российской просиявших.

К вечеру того же дня мы готовили Костер памяти на поляне с чудесным видом на монастырь. Скауты с портретами на руках рассказывали о судьбах соловецких скаутов-сидельцев, читали и рассказывали интересные отрывки из книги Б.Солоневича «Молодежь и ГПУ», пели песни ‘Прощание славянки’, ‘На Соловецких островах’ и другие.

Большое впечатление произвел рассказ С.Трума о том, как скауты вступились за вещи пожилого священника на вокзале и дали отпор вооруженным ворам. Прозвучал отрывок беседы руководителей с рождественским вечером. Тост С.Гурвича в тайный рождественский вечер на Соловках:

‘Он медленно приподнялся, и всe прiумолкли, глядя на его сосредоточенное, печальное лицо. Потом Сема тряхнул головой, как бы отгоняя мрачныя мысли.
— Ну что-ж, друзья! Странный тост я предложу… Выпьем за то, что привело нас сюда…
Он замолчал, обвел всeх взглядом и слабо улыбнулся.
— Не за ГПУ, не бойтесь… Выпьем за тe пружины души, которыя не согнулись в нас, несмотря на давленiе. Я не философ. Но вeдь есть что-то во всeх нас, что стало выше страха перед тюрьмой, перед Соловками, и, может быть, даже перед смертью. Вот за это ‘ч т о — т о’, друзья, и выпьем! Может быть, это ‘что-то’ — это идея, может быть, — совeсть, может быть, — искра Божья… Я знаю только, что это ‘что-то’ есть во всeх нас, и этим можно гордиться. Пусть мы зажаты теперь лапой ОГПУ, но все-таки мы не сломаны…
Глаза Семы блестeли, и на блeдных, впалых щеках появился румянец. Он медленно поднял вверх жестянку с пивом и торжественно сказал:
— Итак, — за это ‘ч т о — т о’, что отличает нас от чекиста и коммуниста. Да здравствует ‘ч т о — т о’! 
Никто не закричал ‘ура’. Всe как-то на нeсколько секунд ушли в самих себя, в глубину своей души, словно провeряя наличiе этого таинственнаго ‘что-то’ и стремясь найти ему опредeленiе…
В молчанiи глухо звякнули жестянки-бокалы.’

Вспомнились слова Бориса Солоневича, о том, что если бы ГПУ вместо Соловков послало бы их вместе с женами на необитаемый остров, то они смогли бы построить самую лучшую республику в мире. Читая воспоминания современников, действительно начинаешь в это верить.

Борис Солоневич
Верность обещанию и долгу, помощь слабым действительно были присущи большинству находившихся в лагерях скаутов. Исторические документы и воспоминания отмечают признание стойкости и выдержки заключенных священников и скаутов.

Координатор и Совет НОРС-Р от имени всех действующих российских скаутских организаций благодарит людей, без которых это событие не смогло бы состояться:
Кудряшова Юрия Владимировича, профессора САФУ им. М.В. Ломоносова,
Балашова Романа Викторовича, заместителя Губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага,
Доценко Елену Юрьевну, Министра по делам молодежи и спорту Архангельской области,
Тютюкова Евгения Александровича, заместителя руководителя Агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области,
Архимандрита Порфирия (Шутова), наместника Спасо-Преображенского Ставропигиального мужского монастыря, директора ФГУК «Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника»,
Архимандрита Ианнуария (Недачина), благочинного Спасо-Преображенского Ставропигиального мужского монастыря,
Иеромонаха Петра (Сазонова), насельника Спасо-Преображенского Ставропигиального мужского монастыря,
Амброче Елену Васильевну, главу Муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое»,
Пудову Елену Леонидовну, зам. главы МО «Сельское поселение Соловецкое»,
Магида Петра Лазаревича, руководителя МФУ Администрации МО «Сельское поселение Соловецкое»,
Бочкареву Ольгу Владимировну, зав. отделом истории ХХ века ФГУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»,
Яковлеву Наталью Степановну, заместителя директора ФГУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник»,
Осипенко Марину Васильевну руководителя Паломнической службы Спасо-Преображенского Ставропигиального мужского монастыря,
Научно-информационный центр «Мемериал» Санкт-Петербурга за часть фотоматериалов по скаутам,
сестру Наталью, сотрудницу гостиницы «Архангельская» Спасо-Преображенского Ставропигиального мужского монастыря,
скаутских руководителей Александра Русанова, Василия Ступина, Арсения и Надежду Каркач, Олега Давыденко, Олега Покровского, Сергея Шишлянникова, Светлану Курочкину, Станислава Петрашина, Микрюкова Павла и многих других, помогавших и поддерживавших.

Список благодарностей на этом не заканчивается. Позже мы опубликуем список жертвователей и отчет по расходам.

В дальнейшем каменная табличка будет заменена литой чугунной табличкой. Каменная копия будет передана в фонды Соловецкого музея-заповедника.

Руководитель проекта по установке памятного камня скаутам на Соловках скаутмастер НОРС-Р Ирина Строганова (Рысь Хибинская).

Фотоальбом с подробными с описаниями доступен здесь: http://vk.com/album-72541292_197789407. Если посмотреть и прочитать его по порядку, можно добиться эффекта присутствия.

Больше фотографий с события здесь: http://fotki.yandex.ru/users/photo-nors-r/album/431760/

Группа для скаутских руководителей по этой тематике здесь: http://vk.com/solovki_scouts

Материалы о событии на сайте pravoslavie.rusolovki-monastyr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *